ГЛАВНАЯГАЛЕРЕЯСТАТЬИИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИССЫЛКИО САЙТЕГОСТЕВАЯ КНИГАEnglish


Высоков Андрей

Десять заповедей, которые дал мне Сальвадор Дали

Сделай так
как делали до тебя.
Потом сделай лучше.
Потом сломай все
и сделай заново
как никто никогда не
делал….

А завтра придет другой.

Энди Ванс

 

Тут я, конечно, немного приврал — великий испанец не давал мне никаких заповедей. Честно говоря, мы даже не были знакомы и он, скорее всего не подозревал о моем существовании. А своих десять заповедей он дал художникам. Так и назвал их, дескать, «Десять заповедей, которым должен следовать тот, кто собирается стать художником». А я ведь фотограф и вовсе не собираюсь становиться художником – вот ведь в чем загвоздка. И, тем не менее, читая эти заповеди, я в первую очередь примерял их на себя.

А теперь давайте примерим их на Вас.

 

  1. Художник предпочитает бедности богатство — поэтому научи свою кисть рождать золото и драгоценные камни.

Ну что здесь скажешь? Крестный отец сюрреализма Андре Бретон составил из его имени анаграмму «Avida Dollars», «Жажду Долларов» и Дали действительно их жаждал. Мне эта заповедь кажется не самой главной для художника, хотя я бы не очень расстроился, если бы моя фотографическая кисть родила для меня немного золота. Ну, на крайний случай драгоценных камней.

  1. Не бойся совершенства — ты никогда его не достигнешь!

И это прекрасно! Нам всегда будет к чему стремится.

  1. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, а затем можешь делать что хочешь — все будут тебя уважать.

Часто приходится читать — особенно в последнее время — не надо ни чему учиться. В искусстве правил не существует. Во всяком случае, не для нас с Вами. Недавно я сказал одному фотографу, что мне не нравится, центральное расположение фигуры на его снимке. Он ответил: «Ага. И горизонт завален». И был очень доволен собой 1.

Я не призываю Вас всю жизнь подражать классикам. Но мне кажется это прекрасная тренировка — и не только для начинающих.

  1. Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником.

От себя вообще вредно отказываться. Даже если Вы научились очень точно копировать манеру какого-нибудь классика, не останавливайтесь на этом. Попытайтесь сказать что-нибудь свое.

  1. Если ты из тех, кто полагает, будто современное искусство превзошло Вермера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать в блаженном идиотизме.

Не буду долго на этом останавливаться. Если Вы полагаете, что Ваши фотографии лучше, чем Анри Картье-Брессона или Юджина Смита, наверно Вам не стоит тратить время на мою статью.

  1. Не плюй на собственную живопись — ведь она сможет плюнуть на тебя, когда ты умрешь.

Всегда нужно относиться с уважением к своему (и не только) творчеству.

  1. Шедевр и праздность не совместимы!

  2. Живописец, пиши.

Для меня две эти заповеди значат примерно одно и тоже (а для Вас?). Я стараюсь фотографировать всегда, даже без фотоаппарата.

Существует и противоположное мнение: «Избегайте праздного щёлканья затвором. Если можете не снимать — не снимайте! Каждая фотография должна появляться в результате полной невозможности удержаться от съемки», — убеждает нас Игорь Ефремов 2. Красиво сказано. И было бы абсолютно правильно, если бы речь шла о любом виде искусства (живописи, поэзии и т.д.) кроме фотографии. Мне, например, приходилось делать абсолютно случайные снимки, которыми я горжусь. С другой стороны, зачарованный красотой заката или важностью происходящего события я сталкивался с этой самой «полной невозможностью удержаться от съемки», результаты которой потом без сожаления отправлял в корзину. Думаю, это случалось и с Вами.

  1. Живописец, не бери в рот алкоголя и не кури гашиш более пяти раз в жизни.

Каюсь: люблю иногда рюмочку холодной и злой русской водки. Не могу сказать, что это когда-нибудь мешало моему увлечению фотографией. Хотя, впрочем, и не помогало особенно.

  1. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст.

Не знаю, как понять любит ли тебя живопись или нет, да и вообще что значит «любовь живописи». С фотографией дело обстоит проще.

В фотографии, в отличие от любого другого вида искусства, большую, а иногда и решающую роль играет его величество «случай». Даже снимая постановочный портрет мы не застрахованы от того, что выражение лица модели в последний момент чуть изменится, скажем, он (она) тривиально моргнет 3 и снимок будет испорчен. Что уж говорить об уличной съемке. Фотограф, как никто другой зависит от счастливого случая, молится на него. Проявляя пленку или открывая фотографию на компьютере, мы никогда не можем с точностью сказать, получим ли мы шедевр или выкинем фотографию в мусорную корзину. Так что «любовь фотографии» была бы нам очень кстати.

Известный теоретик искусства Рудольф Арнхейм писал 4, что «подобно рыбаку или охотнику, фотограф делает ставку на невероятный случай и, как это ни странно, выигрывает чаще, чем это представляется сколько-нибудь разумным или обоснованным». Про частоту выигрышей звучит, конечно, обнадеживающе, но хочу напомнить, что Арнхейм писал о тех, кто заслужил «любовь фотографии». Любит ли она нас с вами?

* * *

Ну и напоследок еще несколько подарков от Сальвадора Дали:

  • Все на свете можно сделать лучше или хуже. Включая даже и мою живопись.

  • Увольте меня от ленивых шедевров!

  • Нет, честно, — не надо писать бесчестно!

  • — Это очень трудно — писать картины?
    — Это либо легко, либо невозможно.
  • Если вы посредственность, то не лезьте из кожи вон, силясь рисовать как можно хуже, — все равно будет видно, что вы посредственность.

  • Если вам заранее ясна ваша картина, можно ее и не писать.

  • Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.

 


Примечания:

  1. На тонком языке фото-юмора эта фраза примерно означает: «сам дурак».
    [Читать дальше]

  2. Игорь Ефремов. Дао Дэ Цзин и фотография.
    [Читать дальше]

  3. Недавно мне попалась фотография изображающая женщину-судью с атрибутами судебной власти. В момент съемки случилось непредвиденное событие: женщина моргнула. Но в данном конкретном случае это не испортило фотографию. Вместо тривиального снимка получилось чуть ли не изображение Фемиды с завязанными глазами! Так везет не каждый день.
    [Читать дальше]

  4. Рудольф Арнхейм. Блеск и нищета фотографа.
    [Читать дальше]

 

    Гостевая книга

© Высоков Андрей



***


Открылся новый раздел:
Поэзия


***


  Обсудить статью



***

Другие статьи :


Критика фотографического разума


опыт критического анализа
книги Александра Лапина
«Фотография как»


»»»


***



Разум наносит ответный удар


29 января 2012 года А.И. Лапин опубликовал на своем новом сайте lapin-school.com ответ на мою статью и пригласил меня принять участие в обсуждении. Я естественно согласился — всегда интересно проверить свои взгляды на прочность.


»»»


***



Фотография и Поэзия…
Близнецы? Братья?


Подбирая наименование к фотографиям, я натыкался на невозможность выразить название в одну строку. Нет, конечно, я придумывал более-менее удачные названия, но они, как правило, меня не удовлетворяли. Хотелось сказать больше… и в тоже время не так явно. И на помощь приходили стихи.


»»»


***


Посмотреть альбомы :


День города


Брак по-итальянски


От Руси до России


Человек дождя


Прогулки по городу


Москва: цветная и черно-белая


Письма из Владивостока


Politically incorrect


Незнакомый город


Жизнь в Квадрате