ГЛАВНАЯГАЛЕРЕЯСТАТЬИИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИССЫЛКИО САЙТЕГОСТЕВАЯ КНИГАEnglish


2011

27 ноября 1854 года
французский фотограф Андре Адольф-Эжен Дисдери
запатентовал первую фотокамеру для визитных карточек



Наполеон III с семьей

С самых первых дней существования молодой фотографии приходилось постоянно бороться за «место под солнцем». В течение 10-15 лет она добилась значительных успехов, но за редким исключением даже самые знаменитые фотографы не могли похвастаться коммерческим успехом, не говоря уже об их менее талантливых, а может быть просто менее удачливых коллегах. В 1855 году жюри Всемирной выставки в Париже дало фотографам следующий совет: «Снизить себестоимость ради увеличения сбыта своей продукции и, всячески популяризируя фотографию, добиться роста общей суммы своих доходов». Парижский фотограф Андре Адольф-Эжен Дисдери (Andre Adolphe-Eugene Disderi, 1819-1889) начал следовать этим рекомендациям еще за год до того как они были озвучены.

Дисдери не имел формального образования, зато умом и коммерческой хваткой природа наделила его с избытком. В 1843 году он женился и, переехав в Брест, открыл там первую фотографическую студию. Дела у молодого фотографа шли успешно и в 1853 году он перенес свою студию в Париж. В ноябре 1854 года Дисдери запатентовал первую «четырехглазую» фотокамеру для производства фотографий размера 6*10 сантиметров. Этот размер получил название «формат визитных карточек» (Carte-de-visites). Уменьшение формата позволило резко снизить себестоимость процесса, а это открыло доступ к фотографии широких масс населения.

Дисдери (карикатура)

Подлинный перелом в судьбе фотографа наступил в 1859 году, когда император Наполеон III остановил свое войско у фотоателье и в течение нескольких минут терпеливо позировал Дисдери. На следующий день у дверей ателье стояли бешеные очереди. Не только в Париже, но и в других городах Европы, Америки и даже Азии разразился настоящий «визиточный бум» или «картомания». Многие «великие фотографы» того времени — Надар, Ле Гре и ряд других — переходили на новый формат неохотно, но в конечном итоге безжалостная «массовая культура» поглотила и их — к счастью не всех и не навсегда. Дисдери с некоторой натяжкой можно назвать первым представителем поп-арта от фотографии.

В начале 1860-х годов Дисдери превратился в настоящую парижскую достопримечательность. В легенду вошел его внешний облик: длинная борода, черный сюртук, подпоясанный кожаным кушаком и застегнутый на синие пуговицы, русские сапоги. Изобретенная им команда «Не шевелиться!» стала стандартной для всех фотоателье на многие десятилетия. Ателье Дисдери процветало: в 1861 году он был самым богатым фотографом в мире, в течение последующих 5 лет он продал около миллиона фото-визиток.

Завершение карьеры и последние годы жизни «великого фотографа» печальны и очень типичны для фотографов XIX века. Во второй половине 1860-х годов интерес к картомании стал спадать, cartes-de-visite уступили место так называемому кабинетному формату. Дисдери не смог приспособиться к новым обстоятельствам, вскоре его ателье обанкротилось. В 1877 году он открыл фотоателье в Ницце, но без особого успеха. В середине 1880-х годов больной, глухой и наполовину слепой старик, который совсем недавно здоровался за руку с великими мира сего, попал в больницу для бедных в Париже, где и провел последние годы своей жизни.

  

 

   26 ноября

28 ноября   


    Гостевая книга

© Высоков Андрей



***


Открылся новый раздел:
Поэзия


***

История Фотографии



***


Рей Мецкер


Рей Мецкер изучал фотографию у Гарри Каллахана и Аарона Сискинда в чикагском Институте Дизайна. Получив ученую степень, он преподавал фотоискусство в различных учебных заведениях США, более 20 лет читал курс лекций под названием «Фотографические серии» («Photo Sequences»), который сам же и разработал. ...


»»»



***


Фрэнк Сатклиф


Фрэнк Мидоу Сатклиф родился в семье художника, преподавателя и художественного критика Томаса Сатклифа. Отец привил Фрэнку любовь к искусству, он же научил его использовать фотокамеру как художественный инструмент. А вот выбор между живописью и фотографией за молодого человека сделала его мать ...


»»»



***


Айра Латур


Можно сказать, что фотография была у Айры Латура в генах: его дед был одним из ранних американских дагеротипистов, отец — фотографом в Сан-Франциско в начале XX века. Айра получил первую камеру в 1928 году, когда ему не было еще и десяти лет, и с тех пор фотография стала самой важной частью его жизни.


»»»



***


Автором статей
(если не указано противное)
является Высоков Андрей

При использовании материалов
сайта обязательны указание
авторства и активная ссылка на
«http://www.photoisland.net/»