ГЛАВНАЯГАЛЕРЕЯСТАТЬИИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИССЫЛКИО САЙТЕГОСТЕВАЯ КНИГАEnglish


2011

15 января 1936 года
фотохудожник Александр Гринберг
был арестован по обвинению в распространении порнографии


Александр Данилович Гринберг (1885-1979) — талантливый фотохудожник и человек удивительной судьбы. Он родился в конце XIX века в Москве, закончил физико-математический факультет МГУ и Строгановское художественное училище. В начале XX века он увлекся фотографией, в 1907 году стал членом Русского фотографического общества.

Среди различных стилистических направлений, распространенных в мировом фотоискусстве в начале XX века, особой популярностью пользовался пикториализм. Этот стиль, удивительно созвучный мистической атмосфере «серебряного века», нашел для себя в России плодотворную почву. Александр Гринберг был одним из самых ярких и талантливых русских пикториалистов и его популярность была необычайно высокой. С 1910 по 1930 год его работы выставлялись почти на всех крупных фотосалонах и завоевали нескольких призов на международных выставках в Европе, Азии и Америке.

Александр Гринберг участвовал в Первой мировой войне, несколько лет провел в немецком плену, в Гражданскую войну воевал на стороне красных. В 1920-е годы и первую половину 1930-х он активно работал как фотограф и кинооператор. Гринберг в совершенстве овладел сложнейшей техникой благородной печати, поражающей современников и потомков виртуозностью исполнения. Он использовал методики масляной обработки отпечатков, постоянно экспериментировал. Интересно отметить, что к середине 1930-х годов эти эксперименты привели мастера к выводу, что сложная обработка снимка вовсе не обязательное условие фототворчества и он формулирует идею «чистой фотографии».

В конце 1920-х годов началась травля представителей старой фотографической школы. Досталось и Гринбергу — его фотографии получили ярлыки «упадочные» и «социально импотентные», его осуждали за работу с обнаженной натурой, с «красивыми, бесполезными самками». «Когда дешевую символику пытаются выдать за образ — ничего, кроме пошлости, не получается», — писала о работах мастера «Литературная газета» в мае 1935 года. «Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга — яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков», — писал в том же 1935 году ведущий фотокритик Межеричер (кстати сказать, в 1937 году репрессированный как «троцкистский вредитель»).

В 1935 году, несмотря на постоянные нападки, позиции Александра Гринберга были довольно сильны. В январе он был награжден Почетной грамотой ЦИК СССР, позднее его пригласили на работу по оформлению Музея Ленина — очень почетное и ответственное по тем временам задание. Но 15 января 1936 года, на следующий день после окончания работ в музее, он был арестован по сфабрикованному обвинению в распространении порнографии, а 28 марта того же года осужден Особым Совещанием НКВД на 5 лет лагерей.

Гринбергу повезло — в 1939 году за ударную работу он был освобожден и, хотя клеймо «бывшего заключенного» осталось за ним надолго, смог вернуться в Москву. Даже в военные годы он не покидал столицу, зарабатывая на жизнь съемкой портретов.

Александр Данилович умер в 1979 году в возрасте 94-х лет, пережив как своих поклонников, так и хулителей, как сторонников пикториализма, так и его яростных критиков. Он немного не дожил до возрождения интереса к художественной фотографии первой половины XX века, которая происходит в России и во всем мире. В наши дни интерес к творчеству талантливого фотомастера растет с каждым годом, его работы печатаются в книгах и журналах, участвуют в выставках, служат образцом для молодых (и не очень) фотохудожников.

  

 

   14 января

16 января   


    Гостевая книга

© Высоков Андрей



***


Открылся новый раздел:
Поэзия


***

История Фотографии


Другие события
в этот день



В 1896 году


умер знаменитый американский фотограф Мэтью Брэди


»»»


***


Карл Струве


Имя Карла Струве в наши дни незаслуженно забыто. Между тем, он одним из первых показал, что фотографии микромира могут обладать художественной ценностью. В этом смысле он стоит в одном ряду с такими фотографами как Карл Блосфельдт, Гарольд Эджертон, Уилсон Бентли и многими другими знаменитыми и не очень творцами, сочетавшими в своей работе научные и художественные элементы.


»»»



***


Жан Стефан Мозес


Стефан Мозес — один из самых ярких немецких фотохудожников XX века. Его биография как фотографа началась в 1936 году, когда на чердаке родительского дома он нашел старый фотоаппарат. С тех пор Мозес работал исключительно в черно-белой технике, в основном снимая постановочные портреты своих соотечественников.


»»»



***


Космин Бамбут


«Основная способность Космина, как фотографа моды и рекламы, это редко встречающееся умение так подобрать освещение, что объекты наполнятся какой-то сверхъестественной таинственностью», — писал один из рецензентов. А по собственным словам фотографа, он старается работать на пересечении реальности, банальности и простоты.


»»»



***


Автором статей
(если не указано противное)
является Высоков Андрей

При использовании материалов
сайта обязательны указание
авторства и активная ссылка на
«http://www.photoisland.net/»