ГЛАВНАЯГАЛЕРЕЯСТАТЬИИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИССЫЛКИО САЙТЕГОСТЕВАЯ КНИГАEnglish


2011

2 мая 1945 года
Евгений Халдей сделал знаменитую
фотографию «Знамя Победы над Рейхстагом»


Талантливого советского фотографа Евгения Халдея (1916-1997) иногда называют «автором одной фотографии». Это конечно не совсем справедливо — за время своей продолжительной карьеры фотографа и фотожурналиста он сделал тысячи снимков, десятки из которых стали «фотоиконами». Но именно фотография «Знамя Победы над Рейхстагом» обошла весь мир и стала одним из основных символов победы советского народа в Великой Отечественной войне. Во многом благодаря этой работе в 1995 году во Франции Халдею была присуждена одна из самых почетных наград в мире искусства — «Рыцарь ордена искусств и литературы».

***

Снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» — один из редких случаев, когда постановочный снимок выглядит как репортажный. Дочь фотографа Анна Евгеньевна Халдей рассказывала:

«Знамя Победы над
Рейхстагом»,
другой вариант


«Халдей приехал в Москву, пришел в фотохронику ТАСС к завхозу и говорит: «Дай мне три красные скатерти взаймы». Тот начал выяснять: зачем, для чего? «Да мне, — говорит, — ненадолго, я верну». Его друг Кишицер, у которого он жил, сшил три флага, из простыней вырезали серп и молот, сами их нашили.

Отец прилетел в Берлин 2 мая. А там уже чувствовалось всеобщее ликование. Все стремились к Рейхстагу, каждый хотел расписаться на стене, привязать свою тряпочку — весь Рейхстаг был увешен обрывками красной ткани.

Халдей взял из толпы первого попавшегося солдата и потащил на крышу Рейхстага, где они долго прилаживали знамя, пытаясь найти более выигрышный ракурс».

Интересный факт: Евгений Халдей действовал по своей инициативе — не было ни приказа, ни каких-либо инструкций. С одной стороны Халдея подталкивало профессиональное честолюбие — к тому времени он уже видел фотографию Джо Розенталя, на которой морские пехотинцы поднимают американский флаг над освобождённым тихоокеанским островом Иво Дзима. С другой стороны Евгений Халдей хотел увидеть советский флаг над Рейхстагом — для него это было символом победы, символом свершившийся справедливости.

***

У многих великих фотографий непростая судьба и «Знамя Победы над Рейхстагом» не исключение. Вскоре после того как Халдей привез эти снимки в Москву его вызвал к себе генеральный директор ТАСС Николай Григорьевич Пальгунов

— Халдей, что ты привез?

— Как что? — удивился фотограф. — Снимки с Рейхстага.

— Посмотри внимательней. Ты хочешь показать всему миру советских мародеров?

И действительно, присмотревшись, фотограф увидел на обеих руках одного из солдат две пары часов. А может это были часы и компас? Из снимка даже не было очевидным, что это руки одного и того же человека. Но Халдей не стал пререкаться с могущественным директором — он побежал в фотолабораторию и «вторая пара наручных часов» исчезла с руки автоматчика.

История «пропаганды мародерства» всплыла через несколько лет, послужив формальным поводом увольнения Халдея из фотохроники ТАСС. Опала фотографа не сказалась на судьбе фотографии. Ее продолжали печатать, правда, до недавнего времени без указания имени автора.

 

   1 мая

3 мая   


    Гостевая книга

© Высоков Андрей



***


Открылся новый раздел:
Поэзия


***

История Фотографии



***


Жан Франсуа Антуан Клоде


Жан Франсуа Антуан Клоде — один из первых коммерческих фотографов в мире. Он изучал искусство дагеротипии у самого Луи Дагера, позже купил у него лицензию на право работать в Англии. Уже в 1841 году он открыл фотостудию в Лондоне — на несколько месяцев позже своего основного конкурента Ричарда Бирда.


»»»



***


Джоан Фонткуберта


Джоан Фонткуберта родился в 1955 году в Барселоне (Испания). «Первые двадцать лет своей жизни я был окружен диктаторским режимом и, соответственно, недостатком информации, пропагандой и цензурой», — вспоминал он позднее, — «Это создало внутри меня необходимость бороться против существующих правил»...


»»»



***


Бретт Уэстон


Эдвард Уэстон и Тина Модотти учили Бретта пользоваться крупноформатной камерой, работать над композицией и освещением до нажатия на кнопку, доводить снимок до совершенства при печати в лаборатории. Уроки не прошли даром — Уэстон старший с гордостью говорил, что его сын «в 14 лет фотографирует лучше, чем я в 30».


»»»



***


Автором статей
(если не указано противное)
является Высоков Андрей

При использовании материалов
сайта обязательны указание
авторства и активная ссылка на
«http://www.photoisland.net/»