ГЛАВНАЯГАЛЕРЕЯСТАТЬИИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИССЫЛКИО САЙТЕГОСТЕВАЯ КНИГАEnglish


2011





22 мая 1947 года
было основано знаменитое
фотоагентство Магнум



Анри Картье-Брессон

Через два года после окончания Второй Мировой Войны четыре фотографа — Анри Картье-Брессон (Henri Cartier Bresson), Роберт Капа (Robert Capa), Джордж Роджер (George Rodger) и Дэвид Сеймур (David Seymour) — основали фотоагентство «Магнум» («Magnum Photos»). Этому предшествовал период послевоенной растерянности, когда Картье-Брессон погрузился в «фотографию ради фотографии», ориентируясь на творчество Ман Рея. Позже он вспоминал, что только благодаря Роберту Капе он остался фотожурналистом: «Тебе не место среди сюрреалистов. Будь фотожурналистом. Иначе ударишься в маньеризм. Оставь сюрреализм в сердце, приятель. Прекрати скулить и принимайся за работу» — напутствовал его Капа.

***

Роберт Капа и Джордж Роджер

Здесь я хотел бы сделать маленькое отступление. Какими все-таки разными были эти два основателя «Магнума»: Роберт Капа и Анри Картье-Брессон. Они оба были фотографами и фотожурналистами, оба бывали в горячих точках, оба фотографировали знаменитостей в более чем мирной обстановке. И все-таки трудно представить Роберта Капу погрузившегося в «фотографию ради фотографии». Самые знаменитые свои кадры он сделал из укрытия, зачастую наугад даже не глядя в видоискатель. И уж конечно не задумываясь о композиции. О нем редко пишут как о фотографе: знаменитый (гениальный, непревзойденный и так далее) ФотоЖурналист. «Решающий момент» по Капе — это пуля пронзающая сердце «Солдата Лоялиста».

О Картье-Брессоне редко говорят как о фотожурналисте. И у меня нет сомнения, что его имя осталось бы в истории фотографии, даже если бы он навсегда оставил фотожурналистику и стал фотографировать фотограммы, цветочки на закате или обнаженную натуру: свой «решающий момент» — мгновение, когда складывается совершенная композиция — он нашел бы в любом жанре. Рассматривая фотографии Картье-Брессона, мы не ищем в них каких-то необычных ситуаций или иных находок журналиста. Он был — и остается — самым значительным фотохудожником XX века.

Эти два талантливых человека как бы представляют собой два полюса фотографии: репортажную и композиционную. Между ними много сходства, пересечений — несомненно, репортажная фотография может быть художественной, но мне кажется различий больше и они принципиальные. Основная задача репортера — давать правдивую (хотелось бы верить) информацию, бороться: за, против…. Основная задача фотохудожника — формотворчество.

***

Но вернемся к «Магнуму». В наши дни это самое знаменитое и преуспевающие объединение фотографов-документалистов в мире. Но так было не всегда. В конце 1940-х фотоагентство в буквальном смысле слова едва сводило концы с концами. Роберту Капе, который как самый деятельный и предприимчивый стал первым директором «Магнума», приходилось играть на скачках, чтобы заплатить секретаршам. «Когда я, вернувшись с Востока, пришел к нему за полагающимся мне гонораром», — вспоминал Картье-Брессон, — «он мне сказал: «Возьми-ка ты лучше аппарат и принимайся за работу. Твои деньги я вынужден был использовать, потому что нам грозило банкротство». Меня это, конечно, расстроило и рассердило, но делать было нечего: он был прав. Он подсказал мне мест десять, куда можно было поехать. Пять-шесть из них не стоило доброго слова, два были отличными, а одно — потрясающим».

Дэвид Сеймур

И они разъехались в новые командировки в разные страны света, где еще раздавались выстрелы и умирали голодные дети. Их девизом стало: «Долой войну!», а смыслом деятельности — запечатлеть суровую правду о человеческой жизни.

Первыми фотографами, пришедшими в «Магнум» после основателей, были швейцарец Вернер Бишоф и австриец Эрнст Хаас. Они оба имели проблемы с реализаций своих фотографий — в послевоенные годы крупные журналы неохотно принимали к публикации репортажи из горячих точек. «Я бессилен против больших журналов», — писал Бишоф. В течение пяти лет после основания к агентству присоединились талантливые молодые фотографы Ева Арнольд, Берт Глинн, Эрих Хартман, Эрих Лессинг, Марк Рибо, Деннис Сток и Крин Таконис. Несмотря на гибель двух основателей агентства Роберта Капы и Дэвида Сеймура, а также Вернера Бишофа «Магнум» довольно интенсивно развивался.

Но как казалось Анри Картье-Брессону развитие шло не всегда в нужном направлении. В 1962 году он выступил с программным заявлением: «Я хотел бы напомнить, что Магнум был создан с целью, чтобы позволить нам — а точнее обязать нас — в силу наших возможностей и способностей рассказывать правду о современном мире. Я не буду вдаваться в детали — кто, что, когда, почему и где — но я чувствую, что мы стали забывать это. Возможно для этого есть объективные причины, но это не оправдание. Когда происходит что-то важное, когда это не требует каких-либо невозможных затрат и когда кто-нибудь из нас находится рядом — он должен зафиксировать происходящее на пленку, невзирая на неудобства или опасность. Это позволит нам не опускаться в ту искусственную жизнь, которая окружает нас….». Как видно история повторяется: аналогичную отповедь получил сам Картье-Брессон от Роберта Капы 15 лет назад.

Нужно отметить многие фотографы Магнума прислушались к своему гениальному коллеге. Они продолжали разъезжать по всем континентам, их объективы запечатлели многие важные события в жизни планеты: конфликты и революции, мирную и повседневную жизнь общества, образы великих мира сего и простых людей. Многие из фотографов Магнума были не просто отличными фотокорреспондентами: они были и фотохудожниками, которым оказалось под силу запечатлеть не только важные события, но и дух времени. Их талант и особый стиль, известный во всем мире, служат примером для многих фотографов в разных странах, которые, в свою очередь, мечтают вступить в агентство, а также для других объединений, мечтающих достичь подобного же долголетия и экономической независимости.

 

   21 мая

23 мая   


    Гостевая книга

© Высоков Андрей



***


Открылся новый раздел:
Поэзия


***

История Фотографии



***


Элиот Портер


Элиот Портер получил в подарок фотоаппарат когда ему было 10 лет и сразу же влюбился в фотографию. Следуя семейным традициям, он поступил в Гарвардский университет, получил ученую степень по химии в 1923 году и медицине в 1929-м; при этом он не оставлял своего хобби и к середине 1930-х годов был уже достаточно известным фотографом-любителем.


»»»



***


Берт Харди


В 14 лет Берт Харди оставил школу и устроился лаборантом в фотографическое агентство, получая десять шиллингов в неделю. Вскоре молодой человек стал фотографировать сам, а в 1939 году он приобрел Лейку и стал одним из первых английских фотографов использующем 35-милеметровую камеру.


»»»



***


Эдуард Бальдю


С фотографией Эдуард Бальдю начал экспериментировать в конце 1840-х годов, когда позитивно-негативный процесс, изобретенный англичанином Фоксом Тальботом, начал распространятся во Франции. И тут его ждал поразительный успех — уже в 1851 году он был известен как один из немногих фотографов, которые сочетали прекрасное техническое исполнение с эстетическим совершенством.


»»»



***


Автором статей
(если не указано противное)
является Высоков Андрей

При использовании материалов
сайта обязательны указание
авторства и активная ссылка на
«http://www.photoisland.net/»